Сегодня едем в Йокогаму. Это большой и очень важный для понимания Японии город с неординарной историей. Чтобы лучше разобраться в том, что такое Йокогама, потребуется небольшой исторический экскурс.

Краткая история японской изоляции

Всем известно, что Япония на протяжении большой части своей более-менее современной истории была закрыта для иностранцев. Для этого явления японцы даже придумали специальное слово — сакоку, дословно «страна на цепи». Посадить свою страну на цепь сёгуны династии Токугава решили по двум причинам.

Во-первых, высадившиеся в XVI веке на японских островах испанские и португальские торговцы активно насаждали христианство. Уж что-что, а насаждение христианства у испанцев с португальцами выходит отлично, как мы видим по истории Малайзии, Филиппин и прочих ихних азиатских колоний. А безответственные японские феодалы некоторых островов, например Кюсю, не только принимали иезуитов с распростертыми объятиями, но и сами массово и добровольно переходили в новую веру. Европейцы же принимали участие в междоусобных конфликтах между феодалами, что делало колонизацию всей страны весьма вероятным сценарием.

Во-вторых, активная торговля с европейцами привела к появлению в японском обществе нового класса зажиточных купцов, чье богатство и влияние быстро усиливалось. Перед сёгунатом замаячил призрак буржуазной революции.

Для борьбы с двумя этими тенденциями в самом начале XVII века сёгун и решился на столь радикальный шаг. Была полностью запрещена «иноземная религия» и ввоз иностранных книг, нескольких миссионеров для профилактики казнили. Остальных иностранцев выслали из страны, а японцам запретили выезжать за границу и строить большие морские корабли. Голландским и китайским торговцам все-таки оставили возможность заходить в порт Нагасаки, чтобы торговля совсем уж не угасла, но только два раза в году. Плюс вся внешняя торговля была монополизирована государством.

Политика сакоку продлилась до 1853 года, когда США снарядили знаменитую экспедицию коммодора Перри. Американцев японские острова интересовали в качестве промежуточной морской базы в Тихом океане. Напугав отсталых японцев эскадрой военных кораблей, Перри вынудил их открыть свои порты западному миру. В результате 1858 году в префектуре Канагава к югу от Токио началось строительство крупнейшего торгового порта Йокогама.

***

Кто дочитал всю эту историческую пургу, тому положено три японских лайфхака:

    • Как путешествовать по Японии без багажа?
    • Как путешествовать по Японии с багажом?
    • Как сэкономить на дорогущих синкансенах?

Расскажу, пока едем на поезде из Токио в Йокогаму.

Лайфхак 1: Как путешествовать по Японии без багажа?

В Японии, как вы уже поняли, всё для людей. Японские люди любят путешествовать, но делать это с большим и тяжелым багажом обычно неудобно. Поэтому японцы придумали систему, которая позволяет путешествовать отдельно от большого и тяжелого багажа. По сути это форвардинг или курьерская пересылка.

Работает это так: сдаете свой чемодан на ресепшен в отеле, на стойке в аэропорту, почти в любом комбини или в офисе транспортной компании, и через несколько часов или максимум сутки забираете в следующем отеле, комбини, офисе или аэропорту. Самая известная транспортная компания Японии — Куронеко. Её грузовички и курьеры с двумя котиками на боку снуют по всей стране.

Йокогама: ворота в Японию

Ооочень удобно и не особо дорого. Мы упихали два рюкзака в один и отправили этого 20-килограммового монстра из Токио в Нару за 1700 йен (900 рублей). На локеры потратили бы больше.

Лайфхак 2: Как путешествовать по Японии с багажом?

Локеры — «багажный лайфхак» номер 2. Еще в прошлом году в Сеуле мы порадовались наличию повсюду автоматических камер хранения. Оказалось, что это на самом деле японская фишка. Локеры бывают разного размера и стоят на каждой станции метро, станции ж/д, у некоторых достопримечательностей и в прочих местах скопления народу. Стоят обычно от 200 до 700 йен за 1 закрытие двери. Оплатить можно транспортной картой или монетами.

Соответственно, если вы все-таки прётесь куда-то с багажом, а по дороге захотелось хотя бы временно от него избавиться, всегда можно оставить его в локере.

Йокогама: ворота в Японию

 

Лайфхак 3: Как сэкономить на дорогущих синкансенах?

Синкансены — самый дорогой транспорт в Японии, 1 час поездки со скоростью 300 км/ч обходится в среднем в $100. Если собираетесь кататься по Японии интенсивно, есть смысл купить проездной — JR Pass. На 7/14/21 дней он стоит соответственно $270/420/540. Однако на нашем пути длинный перегон был только один и JR Pass нам покупать смысла не было.

Так что же делать, если на синкансене ехать дорого, а на обычном поезде — долго, да и еще и с какими-нибудь кривыми пересадками? Тут нам на помощь приходит старый добрый автобус. Да, в насквозь железнодорожной Японии существует также вполне развитая сеть междугородних автобусных маршрутов. Возят частные компании, автобусы и вокзалы крайне чистые и пунктуальные (привет, Flixbus!), по-другому у японцев и быть не может.

Ещё один плюс автобусов — они простые и понятные. Не нужно метаться по циклопическому ж/д вокзалу в поисках своего поезда; потом сомневаться, в правильный ли вагон и в ту ли сторону ты вообще сел, а потом еще и нервничать, остановится ли поезд на твоей станции и где она вообще. С автобусом всё просто: маршрут у него один, автобус тоже один, остановок по пути у него особо нет и привезет он тебя точно куда надо. В крайнем случае «стюард» выгонит.

Ну и еще одно преимущество — автобусные вокзалы и станции как правило расположены в центре города, а станции синкансенов, как аэропорты, на выселках, и туда ещё надо отдельно добираться.

Итак, сколько же нам удалось наэкономить. Синкансен из Йокогамы в Нагою стоит от $100 за билет без зарезервированного места, а автобус — от $30. Плюс полтос, считай, сэкономили на гостишке, т.к. ехали ночью. Да, это 6 часов езды вместо 1,5, и не особо комфортный ночной переезд, но платить 200+ баксов за 1,5 часа на «электричке» у меня рука не поднялась.

Самая понятный для иностранцев автобусный оператор — Willer Express. У них нормальный англоязычный сайт и они принимают оплату неяпонскими картами.

Вот так мимимишно выглядит салон их автобуса.

Ну ладно, вернёмся к нашей Йокогаме.

Нынешняя Йокогама — официально второй по размеру город Японии, а по факту — часть «Большого Токио». На обычной электричке ехать час, а на скоростной — 30 минут. Всё это время мимо тянутся довольно унылые жилые районы из двухэтажных mansion’ов, перемежающиеся более веселыми частными домами с аккуратными огородиками. Поезда до Йокогамы ходят отовсюду: и с Tokyo station, и с Ниппори, и с Шибуи. Мы поехали с Ниппори на поезде Keihin-Tohoku line.

Йокогама стала воротами в Японию не только для западного мира, но и для китайского. Местный Чайнатаун самый большой и яркий во всей Японии. Так что историческая Йокогама состоит из двух частей: европейско-американской и китайской.

Чтобы осмотреть всё это пешком, удобнее всего доехать до станции Ishikawacho, зайти в холмистый «европейский» район и потом двигаться на северо-запад, чтобы вечером, после ужина в Чайнатауне подойти к уже красиво подсвеченному кварталy небоскребов Minato Mirai.

Европейский квартал и кладбище в Йокогаме

Если китайцы предпочитали селиться в самом центре Йокогамы недалеко от порта, то европейцы выбрали для своих резиденций холмистые окраины города — район Ямате (Yamate area, 山手). Здесь торговцы и дипломаты развернулись с немыслимым для японцев размахом: огромные участки, просторные виллы, парки, сады и прочие излишества. Всё это настолько необычно даже для современных японцев, что сохранившиеся виллы превратили в немножко картонные на наш взгляд музеи. Народ приезжает погулять на денек из Токио и понаделать селфи на фоне былой роскоши.

Йокогама: ворота в Японию

Правда, далеко не всем особнякам удалось пережить Великое землетрясение Канто в 1923 году. Осталась буквально пара десятков.

Место для своего житья-бытья европейские экспаты выбрали, по нашему гайдзинскому разумению, удачное. С холмов открываются виды на центр Йокогамы:

Йокогама: ворота в Японию

А с заднего двора через дыру в заборе даже видно Фудзи. Хотя она и стоит в прямой видимости от йокогамских холмов, ни одной смотровой или балкончика, обращенного в ее сторону, мы не нашли. Все обращены в противоположную сторону, к морю.

Ну и мы пойдем туда, в сторону Иностранного кладбища.

Йокогама: ворота в Японию

Начало Foreigner cemetery в Йокогаме положил тот самый комодор Перри, похоронив одного из своих моряков на вершине холма. Потом к нему присоединилась пара русских моряков, с тех пор так и повелось. Холм был официально назначен кладбищем для гайдзинов и сейчас на нем более 4000 могил.

На территорию кладбища можно зайти с 12 до 16 часов по выходным и праздникам, но и снаружи всё неплохо видно.

Йокогама: ворота в Японию

Йокогама: ворота в Японию

Буквально через дорогу от кладбища начинается Приморский парк (Harbor View Park). По нему можно пройтись вдоль моря в сторону Чайнатауна и поглазеть на порт Йокогамы. Тут японцы тоже понасыпали всяких островов и полуостровов, так что моря уже толком и не видно.

Йокогама: ворота в Японию

Уже почти стемнело, а мы ещё и не обедамши. Срочно в Чайнатаун.

Чайнатаун Йкогамы

Йокогама: ворота в Японию

Чайнатаун в Йокогаме весьма живой и аутентичный, но очень уж по-японски прилизанный. Местные китайцы поняли, что давно стали для японского большинства отдельной туристической достопримечательностью, и старательно своему статусу соответствуют.

Хотели экзотической китайской кухни?

Йокогама: ворота в Японию

Получайте!

Йокогама: ворота в Японию

Йокогама: ворота в Японию

Желаете чудодейственных ягодок, грибов и корешков? Пожалуйста!

Йокогама: ворота в Японию

Рефлексотерапия? Массаж? Гадание? Всё есть!

Йокогама: ворота в Японию

Судя по храмам, дела у местной китайской общины идут отлично.

Йокогама: ворота в Японию

Судя по очередям в некоторые рестораны — у них тоже всё в порядке.

Йокогама: ворота в Японию

В Японии часто можно встретить заворачивающийся за угол «хвост» в ресторан или даже какой-то занюханный уличный ларёк. Едальни уровнем повыше фастфуда, как и в Европе, работают с большим перерывом на обед или вообще только вечером, и дисциплинированный народ подтягивается к открытию. Но почему-то это среди меня такого раздражения, как в Европе, не вызывает.

За пельмешами тоже пришлось немножко потолпиться.

Йокогама: ворота в Японию

На десерт везде предлагают португальское культурное наследие. Хотя в Азии никто и не знает, что оно португальское — паштельки себе присвоили гонконгцы.

Йокогама: ворота в Японию

Обследовав все закоулки Чайнатауна, выруливаем обратно на набережную, к пару Ямасита (Yamashita park). Здесь пришвартован тихоокеанский лайнер Hikawa Maru столетней давности, который ходил когда-то из Йокогамы в Сиэтл. Всего он (она, точнее) переплыл Тихий океан и обратно 240 раз.

Йокогама: ворота в Японию

Чуть дальше к северу в море болтается новый йокогамский терминал для круизных лайнеров и по совместительству отличный прогулочный парк — Пирс Осанбаши (Osanbashi Pier).

К сожалению, никаких лайнеров во время нашей прогулки у него не стояло, притарахтел только какой-то японский паромчик с дальних островов.

Йокогама: ворота в Японию

С пирса отлично виден весь Минато Мирай во всей красе, а также «краснокирпичные склады» (так и называются — Yokohama Red Brick Warehouse). Раньше там размещалась таможня, теперь какое-то арт-пространство.

Йокогама: ворота в Японию

Minato Mirai

Ну а мы наконец-то дотопали и до Minato Mirai. Это типа супер-современный городской квартал с 300-метровым небоскребом Landmark Tower в центре. На деле же всё «супер-современное» в Японии отдаёт фильмом «Назад в будущее». Видно, что супер-современным всё это было лет эдак 20 назад. Ну или просто стиль у японцев такой — повсюду чувствуется ностальгия по тёплым ламповым 60-80-м, когда страна была на подъёме.

Посреди квартала торчит колесо обозрения в окружении какого-то картонного городка аттракционов. Не стоит пугаться, нужно пройти чуть дальше.

Йокогама: ворота в Японию

Там под сенью всё тех же небоскребов, в искусственном канале стоит знаменитый парусный барк Ниппон Мару. Это учебный корабль, за свою жизнь он совершил 46 (!) кругосветных плаваний. Очень красивый и вдохновляющий, всё-таки парусные корабли — идеальное воплощение самой идеи дальних странствий.

Йокогама: ворота в Японию

Ну а нам уже пора на автовокзал. Находится он в самой гуще делового квартала Йокогамы, на первом уровне небоскреба-штаб-квартиры Nissan.

Через витрину можно посмотреть, чего там в Ниссане напридумывали нового.

Йокогама: ворота в Японию

Кому надоели японские машины, тут же есть и салон Tesla. Правда, обеспеченные японцы предпочитают немецкие автомобили.

Йокогама: ворота в Японию

Ладно, по кофейку в Старбаксе и пора грузиться в автобус. Старбакс в Японии кстати в 2 раза дешевле, чем в России — ещё один парадоксальный факт.

Резюме: Йокогама — очень приятный и интересный вариант для однодневной вылазки из Токио. Город действительно более близок европейскому сердцу, чем японская столица, тут я с европейскими «захватчиками» солидарна. Если бы довелось пожить в районе Токио подольше, я бы подумала над тем, чтобы остановиться здесь. В Йокогаме есть море, которого в Токио уже давно не видно за насыпанными островами. Здесь есть зеленые холмы и хоть какой-то рельеф, которого явно недостает в ровно-серо-квадратном Токио. Здесь есть культурное и этническое разнообразие. В общем, из дальних морей немножко веет свободой.

Comments

comments

Йокогама: ворота в Японию