Кратер Иджен и каторга по-индонезийски
На этой странице:
Вы недовольны своей работой? Тогда мы идем к вам! Кратер Иджен — это не только крупнейшая кальдера Явы с огромным кислотным озером внутри, но и место каторжной работы сотен знаменитых носильщиков серы.
Как добраться на Иджен с Бромо и Бали
Кратер Иджен находится на самом востоке Явы.
Попасть на него проще всего в составе все тех же организованных туров, множество которых отправляется из разных городов Явы, преимущественно Джокьякарты. До Бали от Иджена вообще рукой подать, так что можно поехать и оттуда.
Для самостоятельных путешественников ближайшая к Иджену цивилизция — город Bondowoso к западу от вулкана и Banyuwangi — к востоку. Вопреки распространенной информации, на Иджен можно заехать со стороны Баньюванги. Там недавно сделали нормальную дорогу и она 100% проезжая даже для недоприводных машин. Мы, собственно, по ней с Иджена и спускались. Для жителей Бали это означает, что на Иджен можно смотаться одним днем.
Где остановиться на Иджене
Мы же, как вы помните из предыдущих серий, ехали на Иджен с Бромо и ночевали в Бондовозо в отеле, если это можно так назвать, Anugerah (он на Букинге единственный, бгг). Этот же отель, кстати, может организовать трансфер на Иджен. Помимо Бондовозо на Иджене можно жить на всяких кофейных плантациях ближе к кальдере в районе деревни Sempol. Ну и в Баньюванги, там рядом неплохие пляжи.
Когда ехать на Иджен
На Иджен, как и на Бромо, принято ходить на рассвете. Даже еще раньше, и действительно есть зачем. Ночью в кальдере Иджен можно стать свидетелем удивительного зрелища, настоящего адского огня:
Это не фотошоп, это горящий серный газ, выходящий из трещин породы.
Но мы после довольно утомительного переезда с Бромо опять не осилили идти в гору ночью, и что-то я теперь жалею. Ну да ладно, до Иджена с Бали рукой подать, сгоняем еще раз.
Подъем на Иджен
Кратер Иджена окружен кольцом других стратовулканов — это видно еще на подъездах. В Индонезии вообще что ни гора, то вулкан, так что и здесь на фото их как минимум три штуки. Все действующие.
О приближении к зоне вулканической активности нам говорят и кислотные ручейки, пересекающие горный серпантин то тут, то там.
У начала тропы на Иджен есть даже целая парковка и билетная будка, куда ж без нее. Билет в ноябре 2014 стоил 100 000 рупий.
От парковки наверх километра 3 идет довольно скучная и неинтересная пологая дорога, которая сменяется горной тропой.
Наверху пейзажи становятся повеселее, да и идти легче: высота за 2000, прохладненько.
А вот и первые носильщики: они тащат серу из кратера.
Каждая корзина весит по 30-40 килограммов.
Каждый носильщик совершает по 2-3 ходки в день и получает за это не более 10 долларов.
Все склоны Иджена в этом году покрыты гарью лесного пожара.
Тропу больше не держат никакие корни, и она уже начала осыпаться, а в сезон дождей ее вообще, похоже, смоет.
Днем тропа абсолютно пустая, кроме носильщиков мы встретили еще пару туристов в кратере.
На тропе тут и там попадаются корзины с яркой серой. У носильщиков какая-то система эстафеты: каждый несет корзину определенные отрезок пути.
Корзины оставляют в специальных «стойлах» — с земли такую корзину весом килограмм в 90 просто не поднять.
Сера очень аппетитная на вид и похожа на сливочное масло. Но уже твердая.
Часа через полтора после начала подъема наконец замаячила кромка кратера.
Дымится!
Где-то там внизу озеро из кислоты, но пока не видно.
Кратер огромный — шириной 20 км. Вон там справа пара людишек для масштаба.
Лезем в кратер. Многие пишут, что в сам кратер проход закрыт, но мы спокойно спустились, все было открыто, никого судьба самостоятельных туристов не волнует.
Внизу клубы сернистого газа вырываются из преисподней.
Нам туда!
По кратеру кругами ходит ветер и дышать можно только когда облако в стороне. За это время нужно спуститься на 300 метров вниз к серным источникам и подняться обратно.
То же самое место через пять минут. Газы!
В отеле в Бондовозо нам продали байкерские намордники, но от газа они не помогают — мокрая тряпка лучше.
Ползем вниз. Озеро какого-то неестественного бирюзового цвета.
Ну логично, оно на 80% состоит из серной кислоты. Иджен — действующий вулкан, и все с ужасом ждут очередного извержения: кислотное озеро может вытечь из кратера и образовать адский кислотный сель, сжигающий на своем пути все живое. И неживое тоже.
Внизу есть еще специальная сотровая площадка, с которой с удобством можно пронаблюдать тяжкую долю индонезийских рабочих.
На берегу кислотного озера находится источник серного газа, вокруг которого ядовитые испарения конденсируются в виде кристаллов серы. За этими-то кристаллами и ползут сюда полчища носильщиков с корзинками наперевес.
В источник понатыкали керамических труб, чтобы конденсат быстрее остывал и его было удобнее собирать.
Серу отколупывают практически голыми руками, самый популярный противогаз — намотанная на башку старая футболка.
Доход носильщиков — около $10 в день. За эти деньги они тащат свои 80-килограммовые корзины на высоту 300 метров на кромку кратера, а потом еще 3 километра по тропинке вниз до станции взвешивания, где каждую корзину взвешивают и записывают на долю конкретного носильщика. От станции ниже идет уже не горная тропа, а вполне широкая и пологая дорога, по которой можно было бы пустить если не машину, то хотя бы повозку на конской тяге. Но нет, еще километра 4 корзинки снова несут на плечах.
Кому вообще нужна эта сера, спросите вы. Её скупает в основном местный сахарный завод, отвечу я.
Носильщики все очень сухонькие и щупленькие, обычного птичьего индонезийского размера и веса в 50 кг. Как они это все таскают — непонятно. Понятно, что для здоровья это все очень неполезно, но 10 долларов в день — хорошие деньги на Яве. Всего в кратере работают около 200 носильщиков, и в день они вот этими самыми руками выковыривают 14 тонн серы.
Очередная атака газов, эвакуируемся. Газы на Иджене ядренее, чем на Бромо, в облаке дышать реально нечем.
Еще раз посмотрим на озеро. За игрой светотени от клубов дыма можно наблюдать бесконечно. Только в горле першит.
Внизу что-то совсем задымило. Как там носильщики-ковыряльщики, интересно?
Выползаем на свет божий. Фух!
Вся кромка кратера утыкана засохшими корнями. Здесь был лес?
Спускаемся.
Вот и «весовой контроль», на котором у носильщиков взвешивают корзины.
Около него бесхозный прилавок с «куличиками» из серы на продажу.
Резюме: мы ожидали увидеть на Иджене толпы туристов, как это случилось на Бромо, но Иджен почему-то оказался совсем не таким популярным. Сотни раз виденные в разных фильмах и репортажах носильщики серы, казалось бы, должны уже давно бросить свой тяжкий труд и позировать с корзинами, наполненными пенопластовой «серой». Но нет, на Иджене все по-честному и этим он хорош. Рекомендуем =))
Очень захотелось попасть на Иджен после просмотра вашего отчета. Как часто он извергается?
Газ из него выходит все время, а извергается, слава богу, нечасто.
Оля, Костя, привет! Очень интересное место, и фотки озера аппетитные, похожи по цвету на мексиканские сеноты (только кислотные))) Но я так и не понял зачем сахарному заводу столько серы?
И да, в горле у меня тоже запершило почему-то. Брррр, ох и работка у людей!
Привет! Сахарный завод использует серу в процессе рафинирования сахара, насколько я поняла.
так эту серу можно есть чтоль? Что из нее еще делают?
Есть ее точно не стоит! Я знаю, что в медицине и косметике используют. Ну, в продуктах она тоже содержится, но в каких-то микродозах. Вот Оля выше еще написала, что при рафинировании сахара используют, поэтому так много надо. Но в других местах полно сахара, а вулканов под боком нет, так что видимо рафинировать сахар можно по-разному. :)
Серу еще как используют в пищевой промышленности: диоксидом серы обрабатывают сухофрукты и вино, например. А сахар серой отбеливают, как я тут вычитала. И у нас тоже, не только в отсталой Индонезии.
Классное место. Самый ад там случается ночью, когда к базовому лагерю под Идженом начинают подъезжать толпы туристов из Баньюванги