Община Ушгули — квинтэссенция всей Сванетии. Это самое высокое и неприступное горное село, до недавнего времени вообще отрезанное от остального мира большую часть года. Да и сейчас с цивилизацией Ушгули связывает только выгрызенная в узком и отвесном каньоне Ингури грунтовая дорожка, по которой мы и проехали.

От Местиа до Ушгули всего 45 километров, но дорога находится в таком состоянии, что проезжаются они в лучшем случае за три часа. Зафрахтовать машину с водителем для поездки из Местиа в Ушгули на целый день стоит 200 лари.

Чтобы как следует нагуляться по Ушгули, стоит выехать пораньше. На повезло — погода окончательно распогодилась, и снежные рога Ушбы всю дорогу выглядывали то из-за одного, то из-за другого хребта.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Между Местиа и Ушгули стоят деревни общин Ипари и Кала. Ключи от храма в Ипари нам не достались, так что пришлось просто погулять вокруг него.

Утро — народ топит печки для хлеба и хачапури. Топить печки для обогрева жилища в конце сентября в Сванетии не принято, хотя по ночам в горах уже заморозки.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Головы быков, баранов, оленей и прочих скотов часто встречаются на грузинских храмах и вроде бы изображают жертвенных животных. Вообще языческая символика в Грузии отлично сочетается с христианской, особенно в глухих районах типа Сванетии. В маленьких закопченных охотничьих святилищах в горах например часто можно встретить груды «жертвенных» костей или рогов.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Над селом Хе общины Кала на скале стоит одна из самых почитаемых местных церквей: по-свански — Лагурка, а по-русски — храм Кирика и Иулиты XI века.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

А внизу — классический сванский дом-крепость. Из всех жителей деревни осталась только одна семья. Общине Кала вообще не повезло: деревню Халде разрушили еще царские войска в 1876 году, а остальные находятся в лавиноопасной зоне и народ из них переселяется поближе к цивилизации.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Соседние дома стоят в руинах.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Бесхозные башни тоже разрушаются.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Чуть дальше прямо у дороги стоит одинокая башня, которую местные называют «Башней Любви». Кто и зачем ее построил на камне прямо в речке вдалеке от деревни — неизвестно, поэтому сваны сочиняют про нее всякие романтические легенды.

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

За деревнями общины Кала дорога на Ушгули ныряет в узкий каньон Ингури. Это ущелье — единственная связь ушгульцев с остальным миром. Дорогу здесь пробили только в начале XX века, а до этого жители Ушгули ходили «в люди» через перевалы.

Хотя и сейчас дорогой эту колею можно назвать с натяжкой. Летом тут можно проехать более-менее без эксцессов, а вот в остальное время дорогу то смывает дождем, то засыпает лавиной. Впрочем, и летом с дорожки этой регулярно кто-нибудь ссыпается. В этом году упал бык и польская туристка. Быка не нашли, туристку выловили через пару недель ниже по течению…

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури

Ну а на выезде из каньона уже стоит каменный лес башен Ушгули. О них — в следующий раз.

Comments

comments

Дорога из Местии в Ушгули: общины Ипари, Кала и каньон Ингури