Сесть и поехать

Кто ещё не в курсе, мы надысь исполнили программный маршрут каждого уважающего себя российского автопутешественника и прокатились из Выборга до Владивостока. На машине, что важно, ибо многие (особенно иностранцы) считают, что познать Россию можно, просто прокатившись по Транссибу. Нет, так можно познать только боль и унижение недели без душа.

В первой части отчета постараюсь ответить на вопросы, которые задавали нам все встречные и поперечные, узнавшие о нашем весьма неоригинальном, но всегда вызывающем интерес маршруте. Путевые заметки в следующих частях, не переключайтесь.

  1. Там есть дорога?

Многие граждане Российской Федерации до сих пор уверены, что сплошной непрерывной автомобильной дороги из Москвы во Владивосток не существует и где-то там в глухой тайге нужно, отбиваясь от медведей, ставить машину на железнодорожную платформу и часть пути ехать на поезде. Видимо, популярность этих мифов легенды в народе связана с тем, что ещё недавно самый глухой отрезок трассы длиной 2000 километров между Читой и Хабаровском выглядел так:

Москва Владивосток на авто: как это сделать

То есть ехать в принципе можно, но если ты не упоротый перегонщик и есть лишние деньги на поезд, спокойнее и комфортнее будет и правда проехать на нём.

Надо сказать, что не только Федералка недавно выглядела так, но и значительные куски дороги в Красноярском крае и Иркутской области — это мы своими глазами видели во время нашей древней поездки автостопом на Байкал. А объездные некоторых городов на трассе и до сих пор так выглядят.

Однако Федералка благодаря жёлтой Калине все-таки была в 2014 году окончательно заасфальтирована и теперь выглядит в среднем вот так:

Москва Владивосток на авто: как это сделать

Да, тайги в Приамурье толком никакой нет, какая-то тундростепь да болота.

2. И как дорога?

Как видите, хорошая, причем практически на всем своем 10-тысячном протяжении. И не только номерные федеральные трассы, но и дорожки попроще, на которые мы неоднократно сворачивали. Говорят, это все «Платон» виноват.

95% дороги — двухрядка, и до Урала, конечно, такой ширины не хватает: первые дни пути постоянно стояли в пробках и перед ремонтами. Но чем дальше в лес, тем трафик жиже, и уже в Сибири все желающие отлично помещаются и на двух рядах.

Москва Владивосток на авто: как это сделать

Традиционно, не всё гладко в городах: там у нас почему-то дороги ремонтировать не принято. Но даже несмотря на это, за 11 500 км (а из Выборга и все 12 300 км) пути ни одна наша шина или диск не пострадали (правда, пострадали на первом же километре нового хозяина машины, но это уже другая история). Самые хорошие дороги нам повстречались, наверное, в Иркутской области, а самые плохие — в соседних Бурятии и Красноярском крае.

3. Сколько ехать?

Чистая протяженность маршрута Москва-Владивосток без заезда в города — 9 200 км. Как подсказывает нам гуглонавигатор и собственный опыт, за рулем придется просидеть от 6 до 7 суток (150-170 часов) в зависимости от скорости и прочих погодных условий. В легендарные времена большого перегона средний перегонщик доезжал из Владика до Москвы за 8-10 суток в одиночку, но я слабо представляю, как они это делали, учитывая тогдашнее состояние дорог.

Перед поездкой читала отчет товарищей, перегнавших вдвоем Лексус из Москвы в Приморье за 7 суток: еще неделю им потом снились сны в духе «Аа, за рулем никого нет, мы щас убьемся!». И еще смотрела видос, как чуваки вдвоем на Прадо доехали за трое суток до Байкала, и за шестеро — до Магадана. Для этого надо мочить 150-170 везде, не выходить из машины примерно никогда и писать через форточку на ходу. И ничего по дороге кроме этой дороги не увидеть.

Мы такие марафоны не любим, поэтому ехали по 500-1000 км в день с нормальными ночевками и дневками в городах. За Уралом пространство расширяется, а километры сжимаются: 1000 км без проблем проезжается за недлинный день, а 500 км быстро стали восприниматься небольшой послеобеденной прогулкой до следующего что-там-у-нас-по-плану-города. В общем, без особого насилия над организмом реально проехать эти 10 тыс км дней за 12. Если хочется по дороге что-то посмотреть, нужно прибавлять еще. У нас на весь маршрут длиной 11 500 км ушло 25 дней, но целую неделю из них мы потратили на прогулки по Алтаю и Саянам.

4. Сколько это стоит?

Извечный религиозный вопрос, ответ на который для всех будет разным. Но на бензин потратиться придется в любом случае.  Наш автомобиль, о котором ниже, за весь путь скушал без малого тонну бензина, которая обошлась нам в 41 тысячу рублей.

Кроме того, машину на таком длинном маршруте нужно обслуживать — понадобится как минимум одна смена масла. Ну и поломки, понятно, могут быть самые разнообразные. На обслуживание и ремонт машины в дороге мы потратили еще 9000 рублей. Еще автомобиль необходимо как следует обслужить и подготовить перед поездкой. На это тоже уйдут какие-то деньги.

Москва Владивосток на авто: как это сделать

Также мы уже давно уяснили себе, что залог счастливого путешествия по России — это нормальное жилье. Ибо пара ночей в гостинице конструкции «Юбилейная» способны кого угодно обратить в бегство. Многие уголки нашей Родины не оборудованы нормальным жильем, но, к счастью, в областных и краевых центрах, по которым проходил наш маршрут, с этим все более-менее нормально. Почти везде (кроме Владивостока с его московскими ценами) на Booking.Com можно арендовать нормальную квартиру или гостишку в пределах 2000 р. Итого на жилье было потрачено 46 000 р. (ужос, даже больше чем на бензин, оно того явно не стоило).

Ну и, понятно, в пути надо чем-нибудь питаться. Наш дорогой российский общепит очень быстро надоедает и представляет собой некоторую опасность в пути, поэтому в кабаки мы в основном ходили во время днёвок в городах, а в «ходовые» дни готовили в квартирах сами. На трассе в кафешках почти не останавливались: жалко светового дня и желудок. Итого на кабаки мы потратили 13 тыр, а в продуктовых магазинах оставили 23 500 р, включая два ящика вина и килограмм 6 ореховой грызни еще с московского Фудсити. Получается чуть больше 1000 р. в день вместе с кабаками и даже винишком. Дёшево питаться в России-матушке, однако!

Ну и всякая фигня по мелочи — входные билеты, бани и прочие развлекушки потянули всего на 1600 р. Не до развлечений было =)

Итого за 25 дней мы потратили 135 000 р. на двоих или по 5400 р. в день. Распределились они следующим образом:

 

Москва Владивосток на авто: как это сделать

5. На чём ехать?

В общем и целом, что есть — на том и можно ехать. Любая легковая машина сейчас осилит эту дорогу без особых потерь. Но для любителей комфорта есть два нюанса. Во-первых, машина должна быть удобной. Ежедневные пробеги по 500-1000 км не должны выматывать водителя. Во-вторых, машина должна быть быстрой: за Уралом наш круиз-контроль (вместе с анти-радаром) был постоянно установлен на 140, и дорога в большинстве своем позволяла держать такую скорость. Желательно, чтобы и машина могла ехать быстро без повышенного напряжения для водителя и без особого ужора топлива.

Москва Владивосток на авто: как это сделать
В результате муторных поисков машины в Москве (давненько мы не брали в руки шашек) был куплен Subaru Outback 2,5 2004 г. У нас уже был такой Аут предыдущего поколения (на нем мы ездили в Зимний Крым) и эта машина просто отлично подходит для дальнобойных путешествий по российским дорогам с твердым покрытием. Длинная база + полный привод = очень стабильное поведение на дороге, за рулём не устаешь вообще. Движок 2,5 литра достаточно мощный, но расход при этом небольшой — средний получился 8,3 литра на сотню. Увеличенный дорожный просвет в сочетании с полным приводом опять же позволяет при необходимости немножко съехать с трассы в лес, но без ущерба для устойчивости на дороге. Ну и большой багажник, конечно.

С технической стороны машина для пробега 200 000 км. показала себя неплохо, приехал только один ступичный подшипник и на «волнах» Федералки порвало пыльник ШРУСа. Это все расходники. Кроме этого, в Москве не успели нормально обкатать машину после ремонта и не заметили течь масла из-под крышки редуктора. Пришлось искать крышку и менять по дороге.

6. Когда и в какую сторону ехать?

Время нашей поездки (конец сентября — октябрь) и направление (на восток), были обусловлены нашими дальнейшими планами. Как сказал один наш приятель, мы таким образом «небанально отправились в Таиланд». Мы с большим удовольствием приехали бы и в сам Таиланд, если бы не злобные китайцы, которые всё никак не откроют свои границы для простых автопутешественников. Ну ладно, надеюсь в скором будущем доедем-таки. Тем более, что до Тая из Москвы ехать даже ближе, чем до Владивостока.

Ехать можно в любую сторону, а многие даже ездят и в обе (из Приморья в Европу в отпуск и обратно — на Дальнем Востоке это в порядке вещей, а вы говорите «экспедиция»), но при движении на восток путешественника подстерегает постоянная смена часовых поясов в неудобную сторону. Каждые пару дней, а то и пару раз за день и так вечно слишком короткие сутки уменьшаются еще на час. И следующим утром приходится вставать еще на час раньше. И так семь раз за всю дорогу. Тяжеловато. В этом плане ехать на запад проще — сутки наоборот увеличиваются.

При движении в один конец в другом конце нужно куда-то девать машину. Можно ее банально продать, что мы и сделали (не очень банально, правда, но об этом позже), а можно переложить бремя перевозки вашего автотранспорта на кого-нибудь другого. Кто-нибудь другой обычно представлен транспортными компаниями, которые предлагают перевозку в железнодорожном вагоне-сетке, контейнере или на автовозе. Стоит такое удовольствие от 40 000 р. за машину.

Касательно сезона — в конце сентября на Урале и дальше было уже конкретно холодно, в Сибири температура доходила до -4. Из Москвы 20 сентября мы выезжали уже на зимней липучке, а взятую на всякий случай зимнюю куртку я как одела на Урале, так и не снимала до самого Приморья. Зато застали почти везде золотую осень и глубокий туристический несезон: боюсь, Алтай понравился бы мне гораздо меньше, приедь мы летом.

Москва Владивосток на авто: как это сделать

А вот что было неудобно, так это короткий световой день. В сочетании с вечной сменой часовых поясов утренние подъемы быстро слились в одно сплошное утро совы: приходишь в себя уже в машине с рулем в одной руке, стаканом кофе в другой и навигатором с маршрутом выезда из какого-то очередного непонятного города в третьей. При этом дороги вполне позволяют с нормальной скоростью двигаться по ним в темноте, но хотелось помимо всего прочего и что-нибудь рассмотреть по пути.

О том, что же нам все-таки удалось рассмотреть по пути, в следующих сериях.

 

 

Comments

comments

Москва Владивосток на авто: как это сделать