День 12: Кемерово-Красноярск

пробег ~ 550 км

Кемерово представлялся нам эдаким маленьким Челябинском, но по факту оказался очень приятным городком. Квартирка на Комсомольском проспекте тоже по итогам стала одной из самых уютных на маршруте. Спасибо хозяевам.

Дорога из Кемерова в Красноярск ничем особо не примечательна, да и все эти среднесибирские перегоны ничем не примечательны, поэтому мы и рады были срезать хотя бы часть через Алтай.

Но одна захудалая достопримечательность на этом пути всё же есть. Это старинный по сибирским меркам городок Мариинск, на подъезде к которому стоит мемориал жертвам политических репрессий. Сооружение довольно спорное, конечно, но лучше уж так, чем никак. Фото я что-то не сделала, поэтому будет из интернета:

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Ещё Мариинск знаменит своей сортировочной станцией на Транссибе и переездом, который может быть закрыт из-за маневров натурально часами. Всем легковым лучше ехать через город, тогда переезд проезжать не придется.

День 13: Красноярск

Красноярск у нас в этот раз как-то с самого начала не задался, хотя в прошлый раз он нам понравился, пожалуй, больше всех сибирских городов.

Квартирку бронировали в последний момент и получили классическую «мечту командировочного» — грязную и прокуренную, хоть и прям на улице Ленина. С парковкой полная жэ.

Утром, не успели мы поставить кофе, как отключилось электричество.»Ладно, заедем в какой-нибудь драйв-ин по дороге» — решили наивные мы. Беглое гугление показало, что ближайший Макдональдс остался в Новокузнецке. Ну, мы опытные путешественники по России, поэтому в машине есть примерно всё. В том числе газовая плитка.

В планах на сегодня были, конечно же, Столбы. С нашего прошлого приезда к ним построили шикарную канатку. Конечно же, она работала когда угодно, но не сегодня, как выяснилось по приезду в Бобровый Лог. Понедельник, мать его! Пришлось лезть пешком окольными тропами.

Вдобавок наверху от каких-то гранитно-магнитных аномалий у меня решил скирпичиться телефон, поэтому фотка со Столбов ровно одна, а вечерняя панорама Енисея с «Царь-рыбы» осталась за кадром.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Вечерком встретились с нашими бывшими хуахинскими соседями, померзли на смотровой, погрелись крафтовым пивком. Морозными октябрьскими вечерами погодка в Сибири уже натурально зимняя.

День 14: Красноярск — Иркутск

пробег ~ 1100 км

Сегодня самый длинный перегон за всю поездку — 1100 км. Но сибирские километры, как я уже говорила, короче европейских (или уже железная жопа просто отросла) и если 1000 км от Москвы до Волгограда — это довольно неприятное рубилово, то 1000 км по Сибири — не особо напряжная прогулка.

Красноярск — самый восточный миллионник России и в принципе конец цивилизации с той стороны. Хотя это еще даже не середина Федералки: до Москвы отсюда 4000 км, а до Владивостока — 5000. Дальше на восток цивилизация встречается в виде отдельных оазисов: туристический Иркутск с Байкалом, бурятский Улан-Удэ у Монголии под боком, последний российский военный форпост Чита, и всё, дальше простирается Великое Ничто до самого Дальнего Востока, который Россией является лишь по недоразумению постольку-поскольку.

Интенсивность трафика к востоку от Красноярска резко падает: все приехали, ехать больше некуда. На всю тыщу километров до Иркутска есть только один 100-тысячный Канск.

Если хочется увидеть, какой была Федералка во времена великого перегона, можно заехать на объездную Канска. Примерно вот такой:

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Граница Красноярского края и Иркутской области заметна невооруженным взглядом: насколько в Красноярске трасса была фиговатой, настолько в Иркутске она прекрасна. Опять переводим часы.

Хотя мы обычно на обед не останавливаемся — времени жалко, сегодня пробег большой, выехали рано, да и у поворота на Алзамай находится культовая столовка «У Петра». Хмурые дальнобои, клеенчатые скатерти, солянка, борщ с мазиком, сметана с сахаром в стакане — все как положено. По ящику — какой-то сериал про ментов, бегающих по Покровскому бульвару. Привет с другой планеты.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

В Иркутске нас ждала что? Правильно, очередная квартира в пятиэтажке. Поплутав среди застроенных деревянными бараками тёмных улиц, находим нужный дом. Ключик заботливо подпихнут хозяевами под пятый кирпичик в третьем ряду левой стены у подъезда. Какой там airbnb с его key-локерами. Квартирка, впрочем, чистая и уютная.

День 15: Тальцы, Байкал

В Иркутске у нас очередной day-off: едем в Тальцы и на Байкал, куда ж без него.

У подъезда нашей пятиэтажки вросли в землю вездесущие иркутские терема, казавшиеся вчера в темноте заброшенными. Однако внутри есть жизнь. С котиками.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Дороги в Иркутской области просто огонь, в сторону Байкала уходит шикарный автобан, немножко правда недостроенный.

Первый пункт сегодняшней прогулки — архитектурно-этнографический музей Тальцы. Для беглого знакомства с местной традиционной архитектуркой то что надо.

Что-то у меня как-то мало фотографий, а посмотреть в Тальцах есть на что: реконструкции стойбищ эвенков и тофаларов, традиционные сибирские охотничьи заимки, настоящий сибирский острог и деревянные (!) юрты местных бурятов. С русской северной деревянной архитектурой мы знакомы хорошо, так что на сибирскую было посмотреть очень интересно.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

После Тальцов поехали на собственно Байкал. В Листвянке с китайцами решили не толкаться, полезли на Пик Черского. Там, конечно, тоже китайцы, но они все едут на канатке. А у нас есть секретное оружие — мы можем ходить ногами. Это от китайцев всегда спасает, кстати.

Вот он, Байкалушка, серебрится между лиственниц.
Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Привет, Байкал.

Вечером в Иркутске гуляли по новомодному хипстерскому 130-му кварталу. Эдакая потемкинская деревня из типа реставрированных, а на самом деле заново построенных традиционных местных городских деревянных домов. Мы, конечно, турысты, но нам понравилось. Раньше Иркутск вечно был какой-то гопнической деревней-переростком, а теперь прям красота, погулять приятно.

В Иркутске как местный гастрономический специалитет изо всех дыр продвигаются позы, но мы этого добра еще в Бурятии наедимся. На Форсквере выловили корейский ресторан с бескопромиссным названием «Кимчи». Пора готовиться к Сеулу.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Ужин растрясали по центральным кварталам настоящих, не реставрированных теремов. Кварталы, конечно, уникальные, но боюсь все это тоже в скором времени снесут как в Казани.

День 16: Иркутск-Аршан

пробег ~ 250 км

К Иркутску стало понятно, что наши резервные дни остались неиспользованными и надо их куда-то девать. Решили все-таки съездить в Тункинскую долину, через которую собирались выезжать из Монголии по одному из первоначальных планов. В долине этой находится бальнеологический курорт Аршан, куда иркутяне и буряты ездят на выходные и каникулы. Туда и поехали неспешно: от Иркутска 200 км, от трассы 100.

Дорога из Иркутска в Бурятию большей частью идет вдоль берега Байкала, и его можно еще раз как следует рассмотреть.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

В Култуке посетили месторождение копченого омуля, затарились рыбкой (маленький по 50, средний по 100) и свернули в сторону монгольской границы. Дорога до Аршана нормальная, правда местами идет мощный ремонт с заменой мостов и объездами по грязище.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Кругом какая-то сонная монголоидная пастораль.

В Аршане заселились на турбазу, приготовили ужин на общей кухне, пытались гулять под дождиком. Погода испортилась, гор видно не было.

День 17: Аршан

Аршан — старое курортное место. Тут есть два санатория родом из советских времен, бювет с люто ядреной минеральной водой и красивые горы — Тункинские гольцы, отроги Восточных Саян. По горам проложено множество пешеходных троп.

Погодка с утра нас опять не баловала, на улице шёл какой-то промозглый снегодождь, горы не показались. Ну что делать, не сидеть же дома, пошли исследовать окрестности.

Зашли к бювету, поплевались водичкой (ну очень лечебная), попырились на чудесный медвежий жир и прочую струю кынгарги кабарги в местных стихийных торговых рядах и потопали по тропе вдоль речки Кынгарга.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ
Тропа забирается на край глубокого ущелья этой Кынгарги, а внизу есть несколько водопадов. На смотровых площадках гуляющих атакуют попрошайки: берите семки!

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ
Суровые сибирские колибри.
Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Дойдя до конца водопадной тропы, решили сходить куда-нибудь еще. Покурили maps.me и наметили круговой маршрут до санатория. Вообще по Гольцам проложена куча троп, но в связи с погодой на виды можно было не рассчитывать, поэтому лезть на какой-нибудь пик Любви смысла не было.

Лезть наверх все равно пришлось вместе с тропой. Виды открылись замечательные, ещё и похолодало адски в этом облаке. Где-то там — снежные вершины.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

В общем, мокрые и замерзшие ссыпались в поселок и заказали баньку, которая пришлась весьма кстати. Вечером за приготовлением ужина на кухне состоялся не вполне удачный контакт цивилизаций: мы рассказывали приехавшим на базу иркутянам о нашей поездке, а они нам — о своем летнем отдыхе в Крыму. В глазах обеих сторон читался немой вопрос: «НО ЗАЧЕМ?!!»

День 18: Аршан — Улан-Удэ

пробег ~ 250 км

В день отъезда естессно распогодилось и наконец-то показались горы! Вот они, Тункинские гольцы, заманившие меня в Аршан своими шикарными фото в Гугле! И это еще самые вершины не видны.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Но надо ехать. Вернулись к Байкалу, пополнили запасы омуля.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Проехались вдоль красавицы Селенги — последней из сибирских рек на нашем пути.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

И в общем-то приехали.

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ

Сегодня не пропахшая бабушками пятиэтажка (ура!), а новостройка! Однако радость наша была преждевременной: хозяйка квартиры сказала, что машину под домом лучше не оставлять, а поставить на платную стоянку. Это, кстати, первый город, где нам дали такой совет (хотя мы каждый раз спрашивали).

Надо сказать, Улан-Удэ — в принципе самый депрессивный город из всех попавшихся на нашем пути. В столице Бурятии мы до этого бывали редко, но регулярно, и за все это время она практически не изменилась — стремный гопнический город, на улицах которого вечером чувствуешь себя неуютно. Дороги в Бурятии, кстати, тоже самые поганые на всем маршруте.

Ну ладно, хватит ругать Бурятию, пойдем ужинать.

Своим левым глазом Ленин на центральной площади Улан-Удэ смотрит на столовку Appetite — рекомендую. Судя по количеству иностранцев в ней (что они все тут делают?!), с общепитом в центре Улан-Удэ печально.

В следующей серии — наконец-то финальный бросок до Владивостока.

***

Comments

comments

Москва Владивосток, часть III: Красноярск Аршан Улан Удэ