Москва-Владивосток, часть II: Алтай — Кемерово
На этой странице:
Эту серию отчёта рука так и тянулась назвать Алтай-Гималаи, но нет, пока еще к сожалению не Гималаи. Весь этот участок нашего маршрута не входит в «каноническую» нитку пробега из Москвы на Дальний Восток, так как мы свернули из Новосибирска на Алтай и потом выбирались обратно на федералку окольными тропами.
Итак, едем дальше:
День 7: Новосибирск — Чемал
пробег ~ 550 км
Последний взгляд на Новосибирск из нашей гостишки. Город Энск традиционно сер и никак.
Пополнив оскудевшие запасы провизии в очередной Ленте, выбираемся из города. На Алтае в несезон с общепитом туговато и проще готовить самостоятельно в гостевых домах — благо, почти везде есть нормальные кухни.
До Ташанты и монгольской границы — всего 800 км! Но опять не в этот раз…
Алтай тут уже близко. Да и из Москвы, в общем-то, намного ближе чем кажется.
Здравствуй, Алтайский край!
Где-то примерно к Новосибу я наконец-то научилась нажимать спусковой крючок регистратора так, чтобы указатели на скорости попадали в кадр и были при этом в фокусе =)
В Бийске есть музей Чуйского тракта. Собственно, здесь он и начинается.
Качеством Чуйского тракта Алтай гордится по-моему на всю Россию и вполне заслуженно. Дорога отличная.
К вечеру доехали до настоящего Алтая.
Остановились на этот раз в Чемале, на базе отдыха «Алтын Торбок». Очень приятная и уютная база, рекомендую.
День 8: Чемал и окрестности
Сегодня у нас «днёвка», наконец-то гуляем ногами. Гостевой дом наш стоит в шикарном сосновом лесу, но путь из него наружу преграждают местные жители.
На останках автобуса слева написано «Плоды социализма». Какой-то местный арт-объект.
Пошли по стандартному маршруту: сначала Патмос, правда мостик на остров был закрыт на ремонт.
Потом Чемальская ГЭС. И по «козлиной тропке» дальше на безымянную горушку над излучиной Катуни.
Катунь волшебная — глубокого бирюзового цвета. Вообще Алтай и вправду Беловодье — столько воды я ни в каких горах больше не видела.
На вершинах невысоких гор уже лежит снежок.
Но погода пока приятная: на солнышке так вообще еще по-летнему тепло.
Колесо оборзения посреди еще пока относительно девственных алтайских гор — это прямо символ российского внутреннего туризма, бессмысленного и беспощадного. Судя по количеству табличек «сдам жилье» на каждом чемальском сарае и гараже, летом тут народу не меньше чем в Крыму.
Хотя вот такие торговые ряды могли бы стоять хоть на Бали, хоть в Бирме. Глобализация!
Это я забыла отключить ручную экспозицию в телефоне, поэтому такие фотки. Но не могу не показать: вечером пошли в народ, в сельпо, а там, значит, предупреждают население о пуске ракеты с Байконура и возможном падении неопознанных космических объектов на голову. В лес, пишут, не ходить. Местный колорит, однако.
По дороге из сельпо сунулись в стрёмную будку с надписью «Мясо», а там как раз бычка расчленяют, осень же. Обзавелись по случаю парой отличных алтайских ти-бонов. Свинья везде грязь найдет. Вечер прошел на кухне под винишко со стейками и беседой с соседями по гостевому дому.
День 8: Чемал — Артыбаш
Пробег ~ 250 км
Утром ужасно влом было собираться, очень уж уютный гостевой дом. И правильно, надо было остаться еще на денек, как потом стало понятно по погоде. Но шило у нас превалирует над мозгом, поэтому поехали на Телецкое. Езды там 250 км: сначала обратно до Горно-Алтайска по Чемальскому и Чуйскому трактам, потом по местным асфальтированным тропам средней поганости.
Мост алтайский обыкновенный, одна штука.
По дороге заехали на «Хребет Дракона»:
Ещё хотели заехать на «Чёртов палец», но там всё в лучших традициях перегорожено какими-то колхозными шлагбаумами, самодельными знаками «парковка запрещена, штраф — проколотое колесо» и требованиями оплатить непонятно кому непонятно что. Этого мы на Баскунчаке летом с лихвой наелись. Плюнули и уехали.
Погодка тем временем испортилась. Как бы уютно сейчас было сидеть у теплого камина обогревателя, а вечерком сходить в баньку! Но нет, вечно нас несет куда-то.
На северной оконечности Телецкого озера есть два поселка — Артыбаш и Иогач на разных берегах Бии, в которых и находятся все местные турбазы. Мы поселились в «Усадьбе в горах»— турбаза чистая и новая, но на глубокую алтайскую осень рассчитана не особо: номера выстуженные, кухня открытая, бани нет. А климат на Телецком совсем не такой мягкий как на Катуни: холодно и мокро.
Привет, Алтын-кёль! Ты красивый, хотя и довольно суровый.
Но людишки это быстренько исправили: загадили все берега своими халупами.
Купив копченого хариуса в местном туристическом ларьке за какие-то бешеные тыщи, идем прятаться поближе к обогревателю.
День 9: Телецкое озеро
Сегодня снова никуда не едем. По-хорошему, по озеру надо плавать на лодке — летом тут даже ходит большой экскурсионный теплоход. Вчера вечером мы еще подумывали зафрахтовать какой-нибудь катер, но утром стало понятно, что это так себе идея. Пошел снег.
Ну ладно, шо делать, придется гулять пешком. Из Артыбаша можно сходить на горушку Тилан-Туу, с нее бывают хорошие виды на озеро.
А снег идёёт, с видами в общем тоже уже стало всё понятно.
На горе повыше уже прямо ложится и таять не собирается. А на дворе только 29 сентября!
Но вид нам в дырку между снежных туч все-таки показали.
Спускались по роще из настоящих пихт.
Вечером опять мерзли в обнимку с хариусом и мечтали о бане.
День 10: Артыбаш-Таштагол-Кемерово
Пробег ~ 550 км
Сегодня нам предстоит проехать по непонятному грейдеру Турочак-Таштагол до Горной Шории и вернуться на федеральную трассу в Кемерово.
Погода как назло улучшилась, опять выглянуло летнее солнышко. Из речек у нас сегодня красавица Бия.
Вдоль Бии тянется приличная асфальтированная дорога обратно в сторону Чуйского тракта, но нам надо на восток, в Кемеровскую область.
Поэтому в поселке Турочак сворачиваем на грейдер.
Алтайская часть грейдера довольно поганая — местами дорога сильно разбита после дождей и выглядит заброшенной.
Трафика никакого — дорогой пользуются только сугубо местные.
А в Кемеровской области грейдер просто отличный — с отсыпкой, отбойниками и знаками. И очень красивый.
На перевале снега уже по колено.
ПихтЫ!
В Таштаголе снова въезжаем на асфальт. Дороги в Кемеровской области вообще одни из самых лучших на маршруте, причем они хороши даже в городе, что в России большая редкость. Таких городов за почти 12 000 км нам встретилось ровно два — Кемерово и Тюмень.
Внизу всё еще золотая осень. Хотя Зеленая и Мустаг в Шерегеше уже в снегу — можно кататься!
Дорога из Таштагола в Кемерово проходит через весь Кузбасс. Везде шахты, рУдники и отвалы.
Ну а мы приехали в Кемерово и снова смотрим на восток — завтра в Красноярск.
***