Рассказ о храмах Ангкора бессмысленно начинать без небольшого исторического экскурса. Но, боюсь, неподготовленный читатель устрашится засорения мозгов сухими историческими фактами из жизни бесчисленных кхмерских королей, сменявших друг друга на ангкорском престоле. Поэтому ниже пост для тех, кто хочет узнать, чем Индраварман I отличался от Джаявармана V.

Традиционно историки ограничивают ангкорский период истории Камбоджи шестью веками — с 800 г. по 1430 г. Первым королем кхмерской империи, объединившим под своей властью несколько разрозненных княжеств, стал Джаяварман II. В 802 г. он провозгласил себя «властителем мира» и положил начало новой религии — культу Девараджи, бога-царя.

Культ Девараджи брал свое начало в шиваизме и заключался в поклонении лингаму как месту средоточия царской сущности властителя. Лингамы надлежало устанавливать на естественных или искуственных возвышениях, для этого по приказу Джаявармана II в его королевстве стали строиться первые храмы Ангкора — т.н. «храмы-горы». Такие храмы являлись моделью горы Меру — центра индуистского мироздания. Столица Джаявармана II находилась на территории нынешних храмов в Ролуосе, затем в Пном Кулене в 30 км от Ангкора.

В 877 г. на престол взошел Индраварман I, судя по всему, захвативший власть силой и убивший своего предшественника — наследника Джаявармана II. Индраварман начал строительство огромного резервуара для воды площадью 650 гектар в Ролуосе — Indratataka baray. Этот барай положил начало масштабной ирригационной системе Ангкора. Индраварман также построил храмы Баконг (Bakong) и Преа Ко (Preah Ko).

Сын Индравармана, Ясоварман I, получивший в 889 г. власть ценой убийства собственного брата и разрушения царского дворца, решил перенести столицу своего королевства в Ангкор. До этого, правда, он успел построить храм Лолей (Lolei) на острове в центре отцовского барая. Центром новой столицы Ясоварман выбрал холм Бакенг (Phnom Bakeng), на котором заложил храм и который окружил земляными валами общей протяженностью 16 км. Также Ясоварман приказал выкопать еще один гигантский барай — East Baray, площадью 7 на 2 км.

После смерти Ясовармана власть унаследовали два его сына — Харшаварман и Исанаварман, при которых столица империи по загадочным причинам переехала на 100 километров к северо-востоку в Ко Кер (Koh Ker).

Через десяток лет трон, также при неизвестных обстоятельствах, оказался в руках у некого Джаявармана IV, который продолжил украшать Ко Кер и построил там множество небольших храмов и барай.

В Ангкор столица вернулась лишь в 944 г. при Раджендравармане, приходившемуся предыдущему королю каким-то внучатым племянником и убившим всех прямых наследников. Однако Раджендраварман не стал «пользоваться» королевским храмом Ясовармана — Бакенгом, а построил новые — Пре Руп (Pre Rup) в 961 г. и Восточный Мебон (East Mebon) в 953 г.

В 968 г. трон унаследовал Джаяварман V, переместивший столицу немного западнее на более удобную с точки зрения обороны позицию. Здесь он построил новый главный храм — Та Кео (Ta Keo), а по заказу его наставника — жреца Яджнавараха было начато строительство жемчужины Ангкора — храма Бантей Срэй (Banteay Srei).

Ангкор: История

В течение следующих ста лет на троне сменялись короли той же династии, которые построили Западный Барай (West Baray) с Западным же Мебоном (West Mebon), а также королевский дворец в Ангкор-Томе, от которого ничего не сохранилось, т.к. он был сделан из дерева.

В 1080 г. к власти в Ангкоре пришла новая династия королей с территории нынешнего Таиланда. Правление одного из них, Сурьявармана I, с 1112 по 1150 г., считается годами пика могущества и процветания Ангкора. В это время был построен Ангкор Ват (Angkor Wat) и под властью Ангкорского королевства оказалась большая часть территории Таиланда, Южный Лаос и Вьетнам.

Однако тучные годы продолжались недолго — в 1177 г. народ чамов из Южного Вьетнама, на протяжении многих лет фактически находившийся в рабстве у ангкорских правителей, восстал и напал на столицу. Деревянные строения были сожжены, город — опустошен.

Через четыре года боев и осад Ангкор был освобожден новым королем — Джаваярманом VII, последним великим королем Ангкора. Основное отличие нового правителя от его предшественников крылось в его религиозных убеждениях. Он был буддистом и распространил буддизм Махаяны по всей своей империи. При его правлении было построено множество буддистских храмов Ангкора, самые известные из которых Та Пром (Ta Prohm), Бантей Кдей (Banteay Kdei), Преа Кан (Preah Khan) и великолепный Байон (Bayon). Джаваярман восстановил разрушенный город Ангкор Том и множество пострадавших во время военных действий индуистских храмов, по его инициативе в стране строилось огромное количество дорог и мостов.

После смерти Джаваярмана до начала XIV в. империя продолжала процветать — об этом свидетельствуют сохранившиеся записи китайских торговцев. Новых храмов однако не сохранилось, так как пришедшее на смену Махаяне учение Хинаяны предписывало строить храмы из дерева.

В XIV в. начинаются постоянный войны Ангкора с крепнущим по соседству Сиамским королевством. Несколько раз тайцы опустошали Ангкор, после чего столица кхмеров была перенесена в Пном-Пень. Ангкор стал постепенно пустеть и превратился в богом забытую деревню.

Второе открытие

Среди туристов, едущих в Ангкор, бытует мнение, что некий Индиана Джонс случайно наткнулся в непроходимых джунглях на заброшенные, опутанные лианами развалины и тем самым явил миру восьмое чудо света. На самом деле все было совсем не так: кхмеры, хотя теперь они мало походят на своих героических и эстетически одаренных предков, о храмах Ангкора никогда не забывали и использовали их по прямому назначению.

Многие европейцы, начиная с XVI в., делали и публиковали свои путевые заметки об Ангкоре, однако настоящей сенсацией по каким-то загадочным обстоятельствам стала публикация статьи французского натуралиста Henri Mouhot, опубликованная в 1863 г. После нее в Ангкор повалили как исследователи, так и праздные любопытные. В основном, по понятным причинам, они тоже были французами — эта традиция сохраняется и теперь — раскопками на территории Ангора и консервацией памятников занимаются в основном французские миссии.

Comments

comments

Ангкор: История