Утром на выезде из Баянхонгора выяснилось, что наш пенек слил около 50 л бензина. О таких повадках монгольских драйверов ЛП в принципе предупреждал, но у Миги не хватило мозгов хотя бы сделать это незаметно. Он просто взял и опустошил все канистры на крыше: вчера были полные, а сегодня – пустые. На этот раз Мига уже чуть было не получил по морде, несмотря на условия контракта…

По краю Гоби

В тот день мы проехали 400 км по Шарын-Гоби – бескрайней пыльной степи, усыпанной кочками саксаула и перекати-поле. Федеральная дорога между двумя монгольскими столицами выглядит примерно так:

По краю Гоби

По краю Гоби

По ней можно ехать довольно быстро, если надежно зафиксироваться внутри транспортного средства и замотать чем-нибудь морду. Мельчайшая пыль после этого путешествия в некоторых наших вещах осталась навсегда.

В этом районе, на краю Гоби, расположен монгольский Клондайк — месторождение золотоносных песков. Сотни людей приезжают в пустыню в надежде разбогатеть, живут под открытым небом и просеивают песок в огромных ситах, поскольку воды даже для питья здесь на всех не хватает.

По краю Гоби

Современные кочевники — сверху к ЗИЛку приторочена юрта. Скот догоняет пешком.

По краю Гоби

400 км – максимальный наш монгольский пробег за день, и это по равнине. Покрытые толстым слоем мельчайшей пыли, уже в ночи мы вытряхнулись в городе Алтай около гостиницы. Очень гостеприимные хозяева долго не могли покинуть наш номер, завороженные процессом поглощения бутербродов со шпротами и выливания сгущенки из банки через две дырочки.

На двери нашего номера висел прейскурант на порчу имущества. Тапчик, тумпчик, кресель — все понятно!

По краю Гоби

На следующий наш путь проходил по совершенно сумасшедшим пустынным каньонам с «кракелюром» на дне. Каньоны эти промыты древними реками в толще красных песков — хранилища останков динозавров.

Нашей целью были пески Монголын-Элс — настоящие пески до горизонта, с движущимися барханами, гекконами и песчаными бурями. Встав у небольшого соленого озерца, мы побежали лазить по барханам и кататься с их гребней. Если вы никогда не видели больших песков, очень рекомендую заехать.

По краю Гоби

По краю Гоби

Барханы огромные, взбираться по ним трудно и через пять минут песок уже везде — в ботинках, волосах и во рту. Но за каждым гребнем открываются все новые и новые песчаные волны, за игрой светотени на их мягких боках можно наблюдать бесконечно…

По краю Гоби

По краю Гоби

По краю Гоби

По краю Гоби

По краю Гоби

По краю Гоби

При попытке съехать с наезженной колеи в пустыню буханка наша поковырялась-поковырялась и застряла. Пришлось стравливать давление в колесах и выползать обратно.

По краю Гоби

По краю Гоби

По краю Гоби

Предгорья Алтая стали видны на следующий день, который мы провели на берегу озера Хаар-Уус-Нуур. Это огромное соленое озеро находится на высоте почти 2000 метров, при этом цветом и прибоем очень напоминает море. С трех сторон оно окружено песками.

По краю Гоби

За спиной — грозный Алтай.

По краю Гоби

С утра оказалось, что все эти, невысокие в общем-то отроги, уже покрыты снегом.

По краю Гоби

Вокруг — пересыпанные скелетами овец и лошадей пустынные луга. Зимой это очень суровые места, как для людей, так и для зверей.

По краю Гоби

По краю Гоби

Как всегда, вечером пожаловали гости:

По краю Гоби

По краю Гоби

Переночевав на берегу «моря», мы начали взбираться в горы. На обед остановились в деревушке с индийским названием Чандмани, которая считается центром горлового пения.

По краю Гоби

Никаких признаков горлового пения мы в Чандмани не обнаружили, зато обнаружили отличную гуанз, где нас накормили свежими буузами.

По краю Гоби

Кроме гуанз был наконец-то найден бензин, которого у нас уже оставалось немного.

Про монгольские деревенские заправки стоит сказать отдельно: обычно они представляют из себя пару одиноко торчащих из земли ветхозаветных колонок (советских, очертаниями напоминающих холодильник «ЗиЛ»), а также проживающую неподалеку тетю, которую нужно отловить и объяснить ей свои намерения. Тетя приносит железный дрын, втыкает в колонку и вручную качает бензин. Количество литров определяется на глазок, цена – тоже.

По краю Гоби

По краю Гоби

Октановое число бензина нигде не обозначается, это просто Бензин, с большой буквы Б. Он или есть, или его нет. Чаще всего его все-таки нет и следует возить с собой солидный запас – у нас, помимо двух 40-литровых стационарных баков, на крыше ехали три 25-литровые канистры, итого 155 литров.

По краю Гоби

На следующий день мы достигли Ховда, столицы западной части Монголии. Здесь мы расстались с нашим Мигой, отпустив его на все четыре стороны, к жене и детям.

Comments

comments

По краю Гоби