Легендарная Военно-грузинская дорога — это горная автомобильная трасса через перевалы Главного Кавказского Хребта, соединяющая (а в последнее время главным образом разъединяющая) Владикавказ и Тбилиси. Поездка по ней — отдельное приключение.

С Россией Военно-Грузинская дорога соединяет не только Грузию, но и Армению. Граница с Азербайджаном из-за Карабаха у армян закрыта, и «на большую землю» они могут выехать только через Грузию, Турцию и Иран. А поскольку грузин в Россию в свою очередь не пускают, дорогой для грузоперевозок сейчас в основном пользуются именно армяне.

Длина Военно-Грузинской дороги — 200 км, а построена она в весьма экстремальных условиях. Высота Крестового перевала хоть и не особо поражает воображение после гималайских (2380 метров), но зимой дорога функционирует эпизодически из-за постоянных снегопадов и лавин, а в остальное время года ее регулярно закрывают после камнепадов и оползней. Вот и мы, когда ехали в Казбеги, видели наспех разобранный бульдозерами сель, который накрыл кусок дороги за пару дней до нашего приезда.

Состояние дороги соответствующее: тоннели и противолавинные галереи были построены еще при царе Горохе и сейчас уже непонятно, где ехать безопаснее: внутри них или снаружи. И если с обоих сторон перевала покрытие дороги в весьма приличном состоянии, то на самом верху остается 12-километровый кусок незаасфальтированного грейдера.

Из Казбеги мы выезжали рано утром, на рассвете. К вечеру мы уже надеялись добраться до солнечно-виноградной Кахетии.

Последний взгляд на Казбек.

Военно Грузинская Дорога

Поехали.

Военно Грузинская Дорога

По дороге к перевалу прямо на обочине — источник минеральной воды — «нарзана», как называют любую минералку грузины. Кусок горы, из которой течет нарзан, покрыт толстым слоем солевых отложений.

Военно Грузинская Дорога

Военно Грузинская Дорога

Вода дюже ядреная, сероводородом несет за версту. Но наш драйвер набрал себе бутылочку «чтобы не заснуть». Да уж, такой нарзан штырит так, что не заснешь.

Военно Грузинская Дорога

Вблизи перевала асфальт стремительно заканчивается и ему на смену приходит раздолбанный и пыльный грейдер. А температура за бортом так же стремительно начинает приближаться к нулевой отметке. Если внизу на равнине в начале октября все плюс 20-25, то здесь — всего 5 градусов выше нуля.

Военно Грузинская Дорога

Снимать из машины на таких ухабах становится несколько затруднительно. При виде армянских фур, еле пробирающихся по местным ухабам и колдобинам, сердце обливается кровью. Большегрузные машины явно для таких трасс не приспособлены.

Военно Грузинская Дорога

Военно Грузинская Дорога

Перевал через Главный Кавказский Хребет в этом месте больше похож на голое высокогорное плато, на которое забираешься с одной стороны и через пару-тройку километров съезжаешь с другой. Поэтому тот самый воспетый классиками Крестовый перевал особо и незаметен — просто точка дороги, на пару метров выше остального ландшафта.

На другой, южной стороне хребта, климат совсем другой: вместо морозной осени тут все еще позднее лето.

Военно Грузинская Дорога

Но асфальта все равно нет. Бедные-несчастные фуры растрясают груз, волоча за собой тучи пыли.

Военно Грузинская Дорога

Со стороны выглядит красиво.

Военно Грузинская Дорога

Недалеко от Крестового перевала в советские времена построили диораму «Арка Дружбы Народов». Она стоит на скалистом утесе и оборудована балкончиками над пропастью. С балкончиков на пропасть открываются зачетные виды.

Военно Грузинская Дорога

Военно Грузинская Дорога

Военно Грузинская Дорога

Военно Грузинская Дорога

Военно Грузинская Дорога

Снова ныряем в пыльное облако. Кондиционер и хороший салонный фильтр — незаменимая вещь на Военно-Грузинской дороге!

Военно Грузинская Дорога

Уже на подъездах к Тбилиси останавливаемся размять ноги у крепости Ананури. Она стоит на холме над Жинвальским водохранилищем.

Военно Грузинская Дорога

 

Comments

comments

Военно Грузинская Дорога