Вся наша нынешняя автомобильная поездка в Грузию затевалась в основном из-за Тушетии. Это самый глухой угол страны и по совместительству родина того самого Мимино. Ведет туда горная дорога, проезжая только для внедорожников и только три месяца в году.

Тушетинская трасса — единственная автомобильная дорога в Тушетию. До 1975 года (когда построили дорогу) эта область Грузии была вообще отрезана от цивилизации Главным Кавказским хребтом, и попасть туда было проще горными тропами из Дагестана и Хевсуретии, чем из Алазанской долины. А еще можно было прилететь из Телави на вертолете, вместе с Мимино и его коллегами.

Тушетинская трасса: что такое и как проехать

Теперь вертолеты в Тушетию летают только в экстренных случаях, и единственным вариантом попадания наверх осталась дорога. Кроме собственного и арендованного автомобиля в Тушетию также можно доехать на внедорожном такси, гнездо которых находится в Ахмете. Проезд стоит удивительно недорого за такую дорогу — всего 50 лари ($20) за человека в один конец. В Сванетии за такое взяли бы все 200.

Сейчас дорога в Тушетию — это 70 км горного серпантина от деревни Пшавели в Кахетии до села Омало наверху. Проходятся эти 70 километров за 5-6 часов наверх (в Тушетию) и 4-5 часов вниз. Дорога вытаивает из снега в конце июня и скрывается под ним снова в начале октября.

Вот так примерно это выглядит на карте всего нашего грузинского маршрута. Тушетинская трасса — в правом верхнем углу и отмечена зелеными точками.

Тушетинская трасса проходима ТОЛЬКО для внедорожников. Самое главное — это большой дорожный просвет, также не помешает полный привод и не сильно лысая резина. Местные гоняют на Деликах и Паджерах, самое легковое из встретившегося нам в Тушетии — паркетники вроде Honda CRV и Mitsubishi Outlander. Также есть достоверная информация о прохождении данной трассы на Subaru Forester, однако неизвестно, сколько бамперов было оторвано и сколько камней разобрано руками. Двухколесные ездят на тяжелых эндуро типа Africa Twin, KTM и BMW GS, хотя мне тяжело представить, как, блин, они едут по этому крошащемуся серпантину вниз?!!

На Тушетинской трассе есть всё: сели, завалы, маленькие острые камни, большие скользкие камни, разные падающие камни, броды через речки, броды через водопады и даже непролазные лужи жирной грязи, которую как-то не ожидаешь встретить на горном серпантине.

Чего там нет, так это цивилизации. И в самой Тушетии тоже. Абсолютно всё, а особенно бензин, нужно везти с собой. Ближайшая заправка весьма стрёмного вида есть в Пшавели, а нормальная — в Телави. Очень желательно иметь с собой и канистру, одного бака может не хватить. На высоте очень сильно увеличивается расход топлива. Так, при нашем среднем расходе в 15 литров на сотню наш Крузак сожрал на подъеме половину своего 90-литрового бака. А всего средний расход по Тушетии у нас вышел 30 литров на сотню.

Дорога в Тушетию: наш опыт

С первого раза Тушетинская трасса нам не далась: за неделю до нашего приезда на ней сошел сель и его все никак не могли разгрести. Проехав примерно треть пути, мы уперлись в ремонт и были вынуждены возвращаться вниз, в Телави. Прораб участка взял наш телефон и обещал копать быстрее. На следующее утро он позвонил нам и сообщил,  что дорога наконец открыта.

Начинается Тушетинская трасса в благословенной Кахетии, в деревне Пшавели недалеко от главной местной святыни — Монастыря Алаверди. Первые несколько километров до последней цивилизации, села Лечхури, идет отличный асфальт. Теперь мы его увидим нескоро.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

После Лечхури асфальтовую дорогу постепенно поглощает лес. Начинается подъем.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

В лесу обязательно встретишь тушетинских пастухов. Весной они гонят свои несметные стада наверх, а осенью вниз.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Посмотрите им в глаза внимательно. Баран во всех видах — основа тушетинской кухни. Именно этим вам предстоит питаться наверху.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Лесная дорога переходит в каменистый серпантин. Внизу змеится речка Стори, по чьему ущелью мы и едем.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Догоняем ремонтников. Гружёная бетономешалка проезжает засыпанную мусором и подпертую досочками промоину: все трещит, ползет и осыпается. Зрелище не для слабонервных.

 

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Проезжаем за ней первый на нашем пути брод. Радостно вылезаем фотографироваться — настоящий брод через настоящий водопад! В следующие часы счет водопадам пойдет на десятки.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Некоторые водопады льются на крышу прямо сверху. Главное  — вовремя закрыть люк и чтобы камешек не прилетел.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Совсем промытые участки заливают бетоном. Дорога обслуживается и поддерживается в рабочем состоянии (так что за трактором недалеко идти, если что), но делается это, опять же, в расчете только на высокие внедорожники. Бетонные плиты льются поверх промоин безо всяких съездов, а бульдозерист заканчивает свой рабочий день, оставив на дороге полуметровую груду огромных камней. Ограждение тут тоже никто не будет делать. Всё сурово.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Каменистый серпантин постепенно становится просто полочкой, вырубленной в скале. Камни острые, можно порезать резину.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Местный перевал (до которого еще очень далеко) называется Абано, или Банский. Назван он так в честь горячих источников, бьющих из скалы за несколько километров до него. В советское время здесь был полноценный курорт, а теперь какой-то полуразрушенный барак. В каком месте искать источники, мы так и не поняли, хотя с дороги есть указатель.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Где-то за источниками высота переваливает за 2000, прощаемся с лесами и Алазанской долиной. Воон оттуда мы приехали.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

После 2000 начинается самая интересная часть: такая же полочка, только теперь в лысом осыпающемся склоне. Как раз тут постоянно сходят сели, из-за которых дорогу и закрывают.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Почти доехали до облаков.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Уже устали? А это еще даже не полпути!

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Воон там внизу мы только что ехали.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

А воон там наверху едем сейчас.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Тут вся дорога заставлена крестами и памятниками. Недавно смотрели кино про самую опасную в мире «Дорогу Смерти» в Боливии. Так вот могу сказать, что она очень похожа на тушетинскую (даже длина такая же), только в Боливии движение гораздо активнее. И сыпятся в пропасць с нее соответственно чаще.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Разъезжаться со встречными приходится как бог на душу послал.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Особенно если он послал трехмостовый Камаз. Висим Стоим ждем пока проедет.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Вниз лучше не смотреть.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Чем выше, тем полочка уже.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Веселые ремонтники поставили знак «извилистая дорога».

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

А ехать вниз будет в 5 раз веселее.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Наконец въезжаем в холодное облако. Скорость снижается совсем до черепашьей, ибо встречные машины теперь еще и не видно. Дорогу не видно тоже, но это и к лучшему. Вообще, если нужно проехать побыстрее, то по Тушетинской трассе лучше ехать ночью, когда не видна пропасть =)

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Кажется, перевал. 2926 метров.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

От машины лучше далеко не отходить, а то можно потеряться. На улице дубак около 0.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

После перевала сразу начинается спуск вниз. Но обольщаться не стоит, ехать еще долго. Здравствуй, Тушетия!

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Мы снова на северной стороне Главного Кавказского Хребта.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Природа здесь гораздо более суровая, чем на южном Кавказе. Напоминает Казбеги и Военно-Грузинскую дорогу.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

С тушетинской стороны трасса сразу спускается примерно на километр вниз и дальше идет по ущелью реки Хисос-Алазани. Река, что характерно, здесь течет в другую сторону — на север.

Тут хорошо виден подъем на перевал с тушетинской стороны.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Вдоль всей трассы стоят ржавые опоры электропередач. Многие из них сломаны и скручены камнепадами, как проволочные. Провода с этих опор были срезаны в смутные 90-е, и с тех пор электричества в Тушетии нет.

А дорога так и идет дальше вдоль реки, особо не спускаясь. Вся «жилая» Тушетия находится на высоте 1500-2000 метров.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

От перевала до «столицы» Тушетии Омало ехать 1,5-2 часа. Дорога приличная, за исключением огромных луж грязи, несколько неожиданных в горах.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Ура, спаслися! Первые села на пути — Шролта и Хахабо. От них до Омало уже совсем недалеко.

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте

Итого, выехав из Пшавели в 15:00 (поздновато), мы были в своем Mirgvela Guesthouse между Омало и Дартло после 8. Да, в Тушетии даже можно забронировать жилье заранее через интернет! Они там подкидывают телефон или лезут с ним на дерево, а им снизу присылают смс, кто когда приедет. Сервис!

Вниз ехать, как и положено, намного страшнее. Я много всяких дорог повидала на своем веку, но эта определенно одна из самых. Трасса длинная, в напряжении держит долго, и это выматывает. В общем: водители, оценивайте свои возможности трезво, а также как следует проверяйте техническое состояние автомобилей перед поездкой. Удачной дороги.


Другие статьи про Тушетию:


 

Comments

comments

Самая опасная дорога Грузии или Почему Мимино летал на вертолёте