«Большой Круг» Ангкора: Пре Руп, Ник Пеан, Та Сом, Бантеай Гдей, Сра Сранг, Та Пром, Прасат Краван
На этой странице:
На второй день наших ангкорских покатушек мы благоразумно отказались от велосипедов. Большой круг все-таки не Малый, по нему и сотню километров можно намотать. Так что пришлось сдаться в лапы местной тук-тукерской мафии.
О транспорте в Ангкоре я подробно писала в соответствующем посте, но общая мораль такова: власти Сием-Рипа запретили сдавать иностранцам в аренду байки, чем несказанно улучшили материальное положение местной орды тук-тукеров. Возят они, в принципе, довольно качественно и старательно, но любят заворачивать в аффилированные сувенирные магазины и кафе, а также сверх оговоренной вначале поездки цены выпрашивать чаевые. В душе индусы, короче.
Ангкорские тук-туки отличаются от своих бангкокских или индийских собратьев и внешним видом. Фактически, это приделанная к обычному мопеду «карета», в которой важно восседают белые мистеры. По логике вещей щуплые кхмеры должны были бы таскать эту повозку на своем горбу в поте лица и одной набедренной повязке, но дружественная китайская промышленность подогнала им дешевые мопеды, так что они теперь меньше чем за 10 долларов в день работать не соглашаются.
Своего фото камбо-тук-тука у меня как-то не оказалось, так что картинко стащено с просторов интернета. Пропорции щуплого кхмера и важного белого мистера соблюдены верно.
Пре Руп
Первым храмом на нашем «большом» маршруте стал Пре Руп. Это классический «храм-гора» символизирующий своей формой священную для индуистов гору Меру. Это довольно старый храм, построенный в X веке еще до прихода буддизма в Ангкор, поэтому посвящен он Шиве.
Название храма давно приводит историков в замешательство. В переводе с кхмерского «пре руп» означает «переворачивать тело». В последнее время вроде бы решили считать, что имеются в виду кхмерские погребальные обряды, которые когда-то проводились на террасах храма.
На примере Пре Рупа хорошо видно действие времени на сооружения Ангкора. Башни-гопуры храма построены из твердого латерита и их кирпичи до сих пор хорошо держат форму и резьбу.
А блоки песчаника, из которых сложены ярусы храма, оплывают под тропическими дождями и разваливаются.
Пре Руп скорее всего был главным храмом столицы императора Раджендвармана II (да, все кхмерские императоры старались построить свою собственную столицу — больше и краше прежних). Он был очень богато отделан и украшен, это видно и сейчас по обилию резьбы и скульптур.
По углам террас стоят слоны, львы и прочие неведомые зверушки.
Ник Пеан
Древние кхмеры строили храмы не только в виде священных гор, но и в виде священных водоемов. Ник Пеан, построенный на острове в центре пруда-барая, представляет собой священное озеро Анаватапта, воды которого могут исцелять все болезни. Строился храм, что характерно, в медицинских целях — фактически, это была больница. О том, лечили ли здесь больных чем-нибудь кроме священных вод, история умалчивает.
Пруд вокруг храма разделен на четыре бассейна — больным и скорбящим нужно было поочередно окунуться в каждый из них и таким образом достичь исцеления.
Рядом с центральным островом в пруду храма «плавает» многоногая каменная лошадь. Она вроде как символизирует бодхисаттву Гуаньинь и предохраняет всех пациентов от утопления.
Надеюсь, в прежние времена вода в бассейнах была проточной, ибо купание в нынешней зеленой цветущей жиже явно здоровью не способствует.
Та Сом
Небольшой храм, построенный во времена и в стилистике знаменитого Байона. Как и «старший брат» Та Сом со всех сторон украшен барельефами в виде лиц. Здесь это Авалокитешвара.
Бантеай Кдей
Это храмовый комплекс, согласно заключению археологов, был монастырем. Он состоит из комплексов монашеских келий и был также построен в стилистике Байона. Большинство келий, правда, сейчас представляют собой груду каменных блоков — во всем, как обычно, виноват песчаник.
Сра Сранг
Вблизи Ангкора не протекает ни одной реки, так что вся жизнь в его городах всегда зависела от водохранилищ. Их, наравне с храмами, копали, раширяли и укрепляли все кхмерские императоры.Больших водохранилищ было два — Восточный и Западный Барай. Некоторые из этих водохранилищ используются до сих пор по прямому назначению — для орошения рисовых полей.
Одно из таких водохранилищ, Сра Сранг, находится прямо за оградой храма Бантеай Кдей.
Резервуар этот по ангкорским меркам совсем маленький и использовался в основном для всяких церемоний. На нем построено несколько украшенных скульптурами причалов.
Та Пром
Под конец дня снова заехали в Та Пром — уж очень хорош.
Камни против джунглей, время против камней.
Прасат Краван
Закончили мы дневную программу очень интересеным, но малоизвестным храмом. Снаружи он ничем не примечателен — те же башни-гопуры, построенные, правда, из нехарактерного для Ангкора кирпича. Прасат Краван был довольно сильно разрушен, так что реставрировать его пришлось с применением новых материалов. Все современные кирпичи в кладке аккуратно помечены, дабы не создавать у зрителя ложного впечатления.
Но самое интересное кроется в недрах гопур Прасат Кравана. На их внутренних стенах сохранились барельефы, изображающие индуистских божеств — Лакшми, Вишну и Гаруду. На барельефах даже можно разглядеть остатки краски, которой они были когда-то расписаны.
На фото у меня, к сожалению, никакой краски разглядеть не получится, ибо в гопурах этих темно как у Гаруды в одном месте, да и закат уже был.
Стены вокруг барельефов сплошь заняты надписями
***